Топливный насос высокого давления (ТНВД) - неотъемлемая и важная часть любого дизельного двигателя. Он предназначен для надежного и стабильного снабжения двигателя топливом, а также для регулирования режима работы двигателя путем управления моментом начала впрыска и регулирования количества подаваемого топлива.
О целесообразности реставрации ТНВД
К сожалению, на дизельной технике, известной своей надежностью, топливный насос считается слабым звеном (по причинам, указанным ниже). И когда он выходит из строя, автовладелец сталкивается с классической вилкой: заменить на новый? Купить б/у? Восстановить?
Используя качественные ремкоплекты и запчасти, совершенное оборудование и заводские нормативы, можно добиться восстановления насоса с ресурсом, соответствующим новому изделию. При этом разница в цене между новым и восстановленным ТНВД невероятна!
Проиллюстрируем примером: оригинальный агрегат для Fiat Doblo у дилера стоит порядка 2000 долларов. А восстановленный ТНВД обойдется всего в 350! Преимущество очевидно. При этом в отличие от простого б/у устройства с авторазборки отреставрированный насос имеет ресурс близкий к новому, что подтверждается гарантией на агрегат.
Либо такой пример: отреставрированный ТНВД на BMW 5 2.0 D можно приобрести по цене 370 USD. Стоит ли называть официальную цену дилера - 2000 условных единиц - если ресурс агрегата после реанимации в предалах 70-90%!
Что и как восстанавливают в топливных насосах
Если ТНВД вышел из строя, то эксплуатация автомобиля невозможна до устранения неполадок. В простых случаях нарушения регулировок (ослабление затяжек или саморазвинчивание болтов) вполне можно обойтись малой кровью и - если достаточно навыков и опыта - отрегулировать насос самостоятельно. Оптимальный же вариант настройка ТНВД на специальных стендах с цифровым управлением, хотя такое оборудование есть не на каждой СТО.
Гораздо сложнее проблема, если произошло разрушение частей и механизмов этого агрегата. И тут встает вопрос о полной замене ТНВД. К сожалению для автовладельцев, ценовую политику производителя сложно назвать дружелюбной, и цена на новый оригинальный насос высокого давления по карману не каждому. К счастью для авто владельцев, ТНВД можно реставрировать. Восстановление происходит по традиционной схеме: демонтаж - разборка - чистка - диагностика - замена поврежденных/разрушенных узлов - сборка- смазывание - настройка на стенде - монтаж на место. Замене и восстановлению подлежат практически любые составляющие ТНВД:
- плунжерные пары (меняются только в комплекте, так как выполнены с прецизионными допусками и тщательно притерты);
- зубчатая рейка (в случае износа/ разрушения зубцов);
- разрушенные подшипники кулачкового вала (как правило, при работе без смазки);
- поврежденный кулачковый вал (часто на кулачках возникают лыски или наклеп);
- утратившие круглую форму ролики толкателей;
- сломанные пружины, срезанные шпонки, регулировочные винты с сорванной резьбой и смятые штуцеры.
Чтобы разобраться в том, что ломается в насосе, предлагаем вкратце ознакомиться с конструкцией, разновидностями, принципом действия и режимами работы ТНВД.
Виды, устройство и работа ТНВД
Конструктивно ТНВД можно разделить на такие разновидности:
- рядные - не используются на современных легковых автомобилях (но еще применяют на тягачах и тракторах);
- распределительные;
- магистральные.
По функциональному предназначению ТНВД делят на 2 группы:
- с аккумуляторным впрыском;
- с непосредственным (прямым) впрыском
Сам насос строится вокруг ключевого элемента - плунжерной пары. Их может быть 1-2 (как в распределительных моделях) так и по числу цилиндров двигателя ( в рядных). Пара представляет собой точно выполненные и тщательно подогнанные гильзу (цилиндр) с плунжером (поршнем). Кроме этих узлов на ТНВД устанавливаются подкачивающий насос, зубчатая рейка, муфта опережения впрыска.
Откуда в насосе высокое давление
Насос выполняет 2 функции:
- а) подает под высоким давлением четко отмеренное количество топлива либо в магистраль цилиндра дизеля (рядный ТНВД) либо в общую рампу (магистральные насосы системы Common Rail);
- б) регулирует момент начала подачи в зависимости от частоты вращения коленвала дизельного мотора при помощи кулачковой муфты, установленной на коленвале. С ростом оборотов коленвала дизеля центробежная сила отжимает к краю муфты кулачки - происходит смещение муфты на угол опережения впрыска. На аккумуляторных ТНВД (Common Rail) эта функция обеспечивается бортовой электроникой
Эксплуатация ТНВД и причины отказа
Считается, что дизельная техника экономна, надежна и долговечна. Однако для того чтобы она полностью отработала свой ресурс, необходимо четкое выполнение условий производителя.
Признаки близкого отказа насоса
Если в работе мотора замечены такие отклонения от штатного режима: неустойчивая работа на низких оборотах, несвоевременная подача топлива и увеличение его расхода, усиленная вибрация, посторонний шум (рокот, рычание, стук), двигатель плохо отзывается на нажатие педали, теряет мощность, перегревается, появляются течи топлива/масла - это признаки выхода из строя агрегата. Критическим случаями является полный отказ двигателя заводиться либо работа в разнос.
Типичные поломки
Причинами этих неисправностей чаще всего бывают такие отказы ТНВД:
- заклинивание плунжера в гильзе;
- заклинивание нагнетательных клапанов;
- износ кулачкового вала и роликов толкателя;
- разрушение подшипников кулачкового вала;
- самопроизвольное развинчивание резьбовых соединений;
- срез шпонок муфт и слизывание зубьев шестерней;
- схватывание зубчатой рейки, а также явление «мертвого хода» рейки вследствие износа зубьев.
К этим малоприятным эффектам приводит прежде всего низкое качество используемого топлива, содержание в нем абразивных частиц и воды, нарушение режима смазки и охлаждения. Именно поэтому осмотр и профилактику ТНВД нужно совершать согласно регламенту.