Зарегистрироваться

Высокое искусство - как восстановить насос высокого давления

Топливный насос высокого давления (ТНВД) - неотъемлемая и важная часть любого дизельного двигателя. Он предназначен для надежного и стабильного снабжения двигателя топливом, а также для регулирования режима работы двигателя путем управления моментом начала впрыска и регулирования количества подаваемого топлива.

О целесообразности реставрации ТНВД

К сожалению, на дизельной технике, известной своей надежностью, топливный насос считается слабым звеном (по причинам, указанным ниже). И когда он выходит из строя, автовладелец сталкивается с классической вилкой: заменить на новый? Купить б/у? Восстановить?

Используя качественные ремкоплекты и запчасти, совершенное оборудование и заводские нормативы, можно добиться восстановления насоса с ресурсом, соответствующим новому изделию. При этом разница в цене между новым и восстановленным ТНВД невероятна!

Проиллюстрируем примером: оригинальный агрегат для Fiat Doblo у дилера стоит порядка 2000 долларов. А восстановленный ТНВД обойдется всего в 350! Преимущество очевидно. При этом в отличие от простого б/у устройства с авторазборки отреставрированный насос имеет ресурс близкий к новому, что подтверждается гарантией на агрегат.

Либо такой пример: отреставрированный ТНВД на BMW 5 2.0 D можно приобрести по цене 370 USD. Стоит ли называть официальную цену дилера - 2000 условных единиц - если ресурс агрегата после реанимации в предалах 70-90%!

Что и как восстанавливают в топливных насосах

Если ТНВД вышел из строя, то эксплуатация автомобиля невозможна до устранения неполадок. В простых случаях нарушения регулировок (ослабление затяжек или саморазвинчивание болтов) вполне можно обойтись малой кровью и - если достаточно навыков и опыта - отрегулировать насос самостоятельно. Оптимальный же вариант настройка ТНВД на специальных стендах с цифровым управлением, хотя такое оборудование есть не на каждой СТО.

Гораздо сложнее проблема, если произошло разрушение частей и механизмов этого агрегата. И тут встает вопрос о полной замене ТНВД. К сожалению для автовладельцев, ценовую политику производителя сложно назвать дружелюбной, и цена на новый оригинальный насос высокого давления по карману не каждому. К счастью для авто владельцев, ТНВД можно реставрировать. Восстановление происходит по традиционной схеме: демонтаж - разборка - чистка - диагностика - замена поврежденных/разрушенных узлов - сборка- смазывание - настройка на стенде - монтаж на место. Замене и восстановлению подлежат практически любые составляющие ТНВД:

  • плунжерные пары (меняются только в комплекте, так как выполнены с прецизионными допусками и тщательно притерты);
  • зубчатая рейка (в случае износа/ разрушения зубцов);
  • разрушенные подшипники кулачкового вала (как правило, при работе без смазки);
  • поврежденный кулачковый вал (часто на кулачках возникают лыски или наклеп);
  • утратившие круглую форму ролики толкателей;
  • сломанные пружины, срезанные шпонки, регулировочные винты с сорванной резьбой и смятые штуцеры.

Чтобы разобраться в том, что ломается в насосе, предлагаем вкратце ознакомиться с конструкцией, разновидностями, принципом действия и режимами работы ТНВД.

Виды, устройство и работа ТНВД

Конструктивно ТНВД можно разделить на такие разновидности:

  • рядные - не используются на современных легковых автомобилях (но еще применяют на тягачах и тракторах);
  • распределительные;
  • магистральные.

По функциональному предназначению ТНВД делят на 2 группы:

  • с аккумуляторным впрыском;
  • с непосредственным (прямым) впрыском

Сам насос строится вокруг ключевого элемента - плунжерной пары. Их может быть 1-2 (как в распределительных моделях) так и по числу цилиндров двигателя ( в рядных). Пара представляет собой точно выполненные и тщательно подогнанные гильзу (цилиндр) с плунжером (поршнем). Кроме этих узлов на ТНВД устанавливаются подкачивающий насос, зубчатая рейка, муфта опережения впрыска.

Откуда в насосе высокое давление

Насос выполняет 2 функции:

  • а) подает под высоким давлением четко отмеренное количество топлива либо в магистраль цилиндра дизеля (рядный ТНВД) либо в общую рампу (магистральные насосы системы Common Rail);
  • б) регулирует момент начала подачи в зависимости от частоты вращения коленвала дизельного мотора при помощи кулачковой муфты, установленной на коленвале. С ростом оборотов коленвала дизеля центробежная сила отжимает к краю муфты кулачки - происходит смещение муфты на угол опережения впрыска. На аккумуляторных ТНВД (Common Rail) эта функция обеспечивается бортовой электроникой

Эксплуатация ТНВД и причины отказа

Считается, что дизельная техника экономна, надежна и долговечна. Однако для того чтобы она полностью отработала свой ресурс, необходимо четкое выполнение условий производителя.

Признаки близкого отказа насоса

Если в работе мотора замечены такие отклонения от штатного режима: неустойчивая работа на низких оборотах, несвоевременная подача топлива и увеличение его расхода, усиленная вибрация, посторонний шум (рокот, рычание, стук), двигатель плохо отзывается на нажатие педали, теряет мощность, перегревается, появляются течи топлива/масла - это признаки выхода из строя агрегата. Критическим случаями является полный отказ двигателя заводиться либо работа в разнос.

Типичные поломки

Причинами этих неисправностей чаще всего бывают такие отказы ТНВД:

  • заклинивание плунжера в гильзе;
  • заклинивание нагнетательных клапанов;
  • износ кулачкового вала и роликов толкателя;
  • разрушение подшипников кулачкового вала;
  • самопроизвольное развинчивание резьбовых соединений;
  • срез шпонок муфт и слизывание зубьев шестерней;
  • схватывание зубчатой рейки, а также явление «мертвого хода» рейки вследствие износа зубьев.

К этим малоприятным эффектам приводит прежде всего низкое качество используемого топлива, содержание в нем абразивных частиц и воды, нарушение режима смазки и охлаждения. Именно поэтому осмотр и профилактику ТНВД нужно совершать согласно регламенту.