Зарегистрироваться

Турбо реставрация – восстановление турбины

С тех пор как инженеры вживили турбину в автомобильный двигатель прошли десятки лет. За это время дизайнерами и производителями наработано множество решений для преодоления главного противоречия: увеличение мощности мотора при уменьшении его рабочего объема (читай: снижении расхода топлива). На сегодняшний день турбирование это основная тенденция моторостроения – количество моделей с индексами TDI, CDI, HDI, SDI, JDS, TSI и т.д. упорно вытесняет простые атмосферные двигатели. За прошедшие годы разработчики смогли существенно повысить ресурс и надежность турбо агрегатов, ведь поначалу именно это и было основным слабым местом турбин.

Разумный выбор - реставрация

Как ни парадоксально, но вышедшие из строя турбины сегодня все чаще попадают на СТО. Хотя на самом деле противоречия нет: увеличилось количество турбированных автомобилей на дорогах – увеличилось число отказов этого агрегата. И если турбина на двигателе сломалась, нужно принимать решение: что делать? Как обычно, есть 3 варианта ремонта: замена на новую (оригинальную) турбину, установка б/у, восстановление поврежденной турбины. Тут можно подчеркнуть очевидный нюанс: оригинальная запчасть у официального дилера никогда не стоила дешево. В условиях же кризиса в стране, постоянно растущего курса доллара и дефицита наличных средств все большим спросом пользуется услуга реставрации. Это решение экономно по сравнению с покупкой нового устройства, а восстановленный ресурс достигает 70-80% от начального. А это огромное преимущество в сравнении с б/у турбиной.
К примеру, новая турбина на Nissan X-Trail 2.2 TD продается за 1000 долларов. На сайте Partmart.com.ua  можно приобрести восстановленную турбину всего за 300. И при этом получить на нее гарантию.

Или же: восстановленная турбина на Ford Transit 2.2 D 2006 года стоит всего 280 у.е. А новая? 800! Преимущества реставрации на лицо.

Турбо поломки: что, как и почему

Почему же этот агрегат заработала репутацию нежного и капризного устройства с небольшой надежностью? Отчасти такой стереотип сложился исторически, отчасти миф поддерживают неаккуратные и безответственные водители.

Условия работы турбины:

  • высокие температуры от выхлопных газов - до 900 ºС
  • высокая скорость вращения ротора - больше 200 000 об/мин
  • знакопеременные циклические нагрузки.

Основные факторы, ведущие к отказу турбины:

  • масляное голодание – нехватка масла из-за засорения маслопроводов и фильтра, утечек и перегибов маслопроводных шлангов;
  • масленое загрязнение – использования смазывающего вещества, выработавшего ресурс и утратившего смазочные свойства. Применение в масле присадок, не подходящих для турбодвигателей;
  • абразивный износ – как мелкодисперсными частицами, попавшими в воздушный канал через изношенный воздушный фильтр, так и фрагментами разрушения или  износа поршневой группы (например, осколками седловин клапанов);
  • человеческий фактор – несоблюдение правил эксплуатации устройства (долгий простой приводит затвердению уплотнительных колец; резкий старт – к перегреву опорных подшипников; резкое выключение горячего двигателя – к образованию углеродных остатков (коксованию); езда на предельных оборотах приводит к перегреву, т.к. масло уже не справляется с охлаждением) Сюда же можно отнести вмешательство в конструкцию в ходе некомпетентного ремонта или халатного  обслуживание (например, применение силиконовых герметиков при подсоединении маслопроводов, попадание в каналы посторонних предметов типа мусора или гаек) и хаотичная либо бессистемная настройка  регулировочных винтов.

Что может выйти из строя в турбине?

Прежде всего, опорные подшипники. Вследствие отсутствия смазки и перегрева происходит их частичное, а далее полное разрушение. Затем,  как цепная реакция, возникает радиальное биение вала, смещение его с оси вращения, из-за чего происходит  контакт лопастей крыльчатки с корпусом  (улиткой) и их износ. Нарушается балансировка турбины и происходит ее полное разрушение. Учитывая экстремальные скорости вращения, эти процессы могут пройти друг за другом почти мгновенно. Также в работе турбины случаются отказы интеркулера (системы охлаждения входного воздуха) разрушения прокладок и подсос воздуха, повреждение сальников - уплотнений и утечки масла, закливание клапанов и заслонок, засорение газоведущих магистралей и уменьшение их пропускной способности. В самых современных турбинах, управляемых бортовым компьютером, возможны проблемы с электроникой.

На возможные неисправности турбины указывают такие признаки: нехарактерный цвет выхлопных газов (по цвету выхлопа можно даже узнать причину дисфункции. Например, сизый дым свидетельствует об утечке масла из турбины внутрь двигателя, а черный – о недостаточном притоке воздуха и чрезмерном обогащении смеси); посторонний шум говорит о нарушении уплотнений в соединении трубок (излишне громкий рев) или посторонних предметах в улитке (царапанье и скрежет); следы подтеков масла, его повышенный расход; явное падение динамических характеристик автомобиля.

Турбореставрация и турбоэксплуатация

Реставрация турбины происходит следующим образом: поврежденный агрегат снимают с автомобиля, осматривают визуально на предмет явных дефектов корпуса (трещины, сколы, деформации, следы подтекания масла) идентифицируют производителя и модель турбины,  разбирают и  очищают. Далее все детали проходят дефектоскопию, оценивается степень их износа или повреждения. Частям, которые можно восстановить, придаются изначальные размеры и форма, а остальные заменяются новыми. После чего всё собирается, устанавливается в картридж, смазывается и балансируется. Тут важно отметить, что заводские зазоры в установочных гнездах подшипников составляют десятые и сотые доли миллиметра, детали выполняются прецизионно и не могут быть смонтированы без соответствующего оборудования.   Настройка собранной турбины происходит на компьютерном стенде, в результате устанавливаются те параметры работы, которые заложил производитель. В конечном итоге восстановленная турбина монтируется на двигатель и проходит финишное тестирование.

Естественно, все эти процедуры малоприятны и их легко можно избежать, если следовать нехитрым правилам эксплуатации. Заливать только качественное масло тех марок, которые одобрены производителем двигателя и турбины. Следить за его уровнем и чистотой и менять согласно предписанию (ориентир -  7000 км пробега). Своевременно менять воздушные и топливные фильтры. Не использовать в масле присадки и добавки, поднимающие компрессию либо восстанавливающие уплотнения. Аккуратно использовать автомобиль в допустимых пределах оборотов, не включать газ сразу после старта и не выключать двигатель сразу после остановки – это отрицательно действует на смазывание турбины. Не вмешиваться в заводские настройки, не имея четкого представления о том, как они работают. И, на конец, доверять обслуживание своей техники только проверенным и опытным специалистам.