Зарегистрироваться

Немузыкальные тормоза или ремонт тормозного барабана

Эволюция теории тормозных систем на первый взгляд доказала преимущество дисковых тормозов над барабанными. Но хотя количество барабанных устройств, устанавливаемых на транспортные средства, за последние 20 лет существенно сократилось, практика показывает, что остаются ниши, где «барабаны» прочно удерживают свои позиции.

В чем преимущество реставрации детали

Основное преимущество тормозов этого типа - их долговечность. Однако рано или поздно и этот казалось бы неисчерпаемый ресурс вырабатывается – барабаны изнашиваются и требуют ремонта. Обычно такая проблема решается классически путем установления новых запчастей. Но учитывая экономические реалии, сегодня такой подход не каждому по карману, и автолюбители изучают сотнями предложения китайского происхождения в Интернете и б/у детали на авторазборках. А тут их ждут подводные камни при определении качества таких изделий. Положение кажется безвыходным…

Но это не так! Ведь есть возможность приобрести восстановленный тормозной барабан. В таком случае сочетаются не совместимые на первый взгляд вещи: экономная цена и качество оригинальной запчасти. Возможно, это покажется невероятным, но вы можете убедиться сами: восстановленный тормозной барабан Suzuki Grand Vitara 2.0 стоит 40 долларов. В тоже время за новый у официального сервис партнера придется отдать минимум 300. А деталь из КНР обойдется в 80, но нет гарантии, что вместо круга вы не получите эллипс.

Или же возьмем, к примеру, FIAT Doblo: здесь отреставрированный барабан можно купить всего за 30 у.е., а вот новый оригинал – за 120. Китай же доступен от 45 долларов.

Как восстанавливают

В технологии расточки тормозного барабана нет никакого ноу-хау. Этот метод давно известен и проверен. Все дело в том, что в ходе эксплуатации тормозная колодка вырабатывает бороздку на внутренней поверхности барабана, а главная причина выхода из строя – естественный износ. Суть реставрации сводится к восстановлению идеальной рабочей поверхности. Это достигается путем очистки барабана от грязи, пыли, следов коррозии при помощи пескоструйной обработки с дальнейшей проточкой детали на токарном станке. Токарь устанавливает изделие в специальном стенде и при помощи прохода резцом снимает неровности, пока не будет получено ровное сечение профиля. При этом внутренний диаметр барабана увеличивается, а его вес и толщина стенки снижаются. Опасно ли это? Нет, до тех пор, пока соблюдаются допуски, установленные производителем. Секрет в том, инженеры- разработчики закладывают на этапе проектирования избыточный запас прочности, что позволяет производить не одну, а несколько проточек барабана. Величина снятого слоя составляет от 0,25 до 1,5 мм. При этом очень важно соблюдать все технические требования и условия, применять точный токарный стенд и доверять эту работу только опытному токарю. Иначе из-за несоблюдения этих условий можно нарушить балансировку барабана, а это в свою очередь приведет к радиальному биению в тормозах и их разрушению. Выбрав же больше металла из стенки заготовки, чем разрешен производителем, барабан подвергается риску быть порванным колодками при торможении. отдельно стоит упомянуть технологию реставрации рабочей поверхности наплавкой порошковой проволокой. Такую технологию с последующей проточкой применяют для ремонта чугунных барабанов тяжелых транспортных средств (тягачей и автобусов). Однако практика показывает, что для бюджетных легковых автомобилей, такое решение экономически не целесообразно, хоть и позволяет полностью восстановить запчасть на всю толщину стенки. На финишном этапе восстановленный барабан проверяется на биение и наличие дефектов, балансируется и окрашивается - мы получаем деталь вполне сопоставимую с новой, а срок службы значительно продлевается.

Несколько нюансов из жизни тормозов

Как только рабочая поверхность приобретает изъяны (царапины, износы, сколы и т.д.) эффективная площадь контакта начинает уменьшаться и КПД тормоза снижается. Последствия очевидны: увеличение тормозного пути, возрастающие усилие в тормозных цилиндрах и следовательно давления в магистрали системы, неустойчивое движение машины при торможении (если износ левого и правого тормозов неравномерный, это может привести к срыву машины в занос) Общий итог - угроза безопасности движению и повышенная нагрузка на другие узлы тормозной системы. Почему изнашиваются

Условия работы

В ходе эксплуатации на барабан наибольшее воздействие оказывают следующие факторы:

  • термическое расширение. При торможении кинетическая энергия движения переходит в тепловую, а учитывая закрытое исполнение тормоза и его слабое охлаждение воздушным потоком (в отличи от дисковой схемы) можно получить температуру в зоне контакте до 600º.
  • абразивный износ. Чем более шероховатая поверхность колодки, тем выше коэффициент трения и соответственно эффективность тормоза. Однако это неизбежно ведет к увеличению выработки рабочей поверхности. Этот эффект возрастает со временем, так как пыль и абразивные частицы от изношенных колодок, попадая в зону трения, оказывают разрушающее воздействие на нашу деталь и снижают ее КПД.
  • усилие давления колодок на барабан. С одной стороны, чем сильнее цилиндр будет прижимать колодки к барабану, тем раньше остановится автомобиль. Однако не стоит забывать, что это усилия воздействует на поверхность барабана от центра наружу и если оно превысило допустимый предел, колодки могут разорвать стенку барабана.

При этом барабанный тормоз обладает существенным преимуществом в сравнении с дисковым: это его общая стоимость, а также цена владения (стоимость расходных материалов и их высокий ресурс). Так, ориентир ресурса для тормозного барабана 100000 км пробега, что не под силу ни одному диску. Конечно, все зависит от конструкции тормоза, производителя и качества материалов (чугун либо дюралевый сплав). Немаловажным фактором является манера вождения, а так же локация применения машины: спортивный стиль и городской цикл могут существенно понизить эту цифру. Тогда повод обратиться к реставрации наступает раньше.

Признаки отказа. Рекомендации и профилактика

Конечно, основную нагрузку на себя принимают передние дисковые тормоза. Поэтому задним барабанами иногда пренебрегают. Но если водитель

  • заметил неустойчивое движение машины при остановке;
  • ощутил отдачу в педаль тормоза, биение в педали;
  • либо же педаль наоборот стала слишком мягкой, проваливается или схватывает в крайнем положении;
  • услышал посторонний шум, скрип и «музыка» в районе задних колес –

это сигналы, которые говорят о необходимости профилактики и осмотра барабанных тормозов.

В заключение мы хотели бы порекомендовать вам своевременно проводить регламентное обслуживание, следить за состоянием колодок и барабана, быть аккуратным при вождении – и тогда у вас никогда не возникнет нареканий на работу ваших тормозов и сомнений в безопасности движения.