Зарегистрироваться

Муфта включения полного привода. Советы по ремонту

Муфта включения полного привода используется на автомобилях со схемой так называемого частичного полного привода (part time – как правило, это кроссоверы) и автоматических системах полного привода (AWD – automatic all wheel drive) и предназначена для передачи крутящего момента с основной оси на дополнительную в заданном соотношении.

Полный привод, считавшийся раньше атрибутом внедорожников, сейчас получил большое распространение и на обычных автомобилях, которые предназначены для эксплуатации в городских условиях. Большинство автопроизводтелелй предлагают такую опцию, как решение проблемы управляемости в сложных погодных условиях. Существует несколько принципиальных схем подключения полного привода. Умноженные на разнообразные конструкторские решения разработчиков, они дают неисчерпаемое количество вариантов муфт. Общее здесь лишь одно: муфта полного привода практически у всех производителей не считается ремонтируемым агрегатом и потому в случае отказа подлежит замене в сборе.

Если с муфтой случилась проблема, ее как правило меняют на новую, а этот вариант трудно назвать экономным, ведь такое сложное устройство не может стоить дешево. В случае ограничения средств остается лишь одна дорога – на вторичный рынок. Но приобретая на разборках муфту б/у, вы берете на себя риски, связанные со степенью износа ненового агрегата. Вы ведь фактически не знаете, на сколько он исчерпал свой ресурс и как долго еще прослужит.

Но не все так мрачно, как кажется на первый взгляд. Можно попытаться восстановить муфту включения полного привода.

Ретсаврация муфты - дилемма

Для примера рассмотрим муфту Toyota Rav4. Новое оригинальное изделие продается в сети за 1000 долларов. Аналог от производителя из КНР можно приобрести в 2 раза дешевле, но как он поведет себя в условиях бездорожья – тайна, покрытая мраком. А вот бывшую в употреблении, но восстановленную муфту включения полного привода на Toyota Rav4  можно купить на сайте PartMart всего за 250 долларов. На проделанную работу выдается гарантия.

С другой стороны, иногда бывают случаи, когда найти оригинальную запчасть весьма затруднительно. К примеру, попробуйте поискать муфту на Mitsubishi Outlander. Новые устройства сейчас просто недоступны в Украине. И хотя можно найти такую деталь б/у за 170 долларов, такая покупка - это всегда лотерея, и чтобы повысить шансы на победу в этой игре, можно купить муфту включения полного привода Mitsubishi Outlander  за 250 Долларов США. В этом случае вы может быть уверены, что агрегат был компетентно осмотрен, проверен и отреставрирован специалистами. Согласитесь, нет смыла экономить 50 долларов на подшипниках, когда очень риск отказа отслужившей неопределенный срок муфты. Это так же очевидно, как и тот факт, что не стоит платить 500- 1000 долларов за новую запчасть, если цена реставрации в 10 раз меньше.

Особенности восстановления муфт полного привода

Основная проблема при ремонте этого узла - это то, что производители не спешат делиться запчастями к своим муфтам. Это существенно сужает круг решаемых проблем: нет смысла выпиливать детали поштучно, если их общая стоимость сравнима с ценой нового изделия у официального дилера. Но это, как говорится, крайний случай. И есть множество ситуаций, когда восстановление вполне реально.

Поврежденная или бывшая в эксплуатации муфта прежде всего очищается от грязи и коррозии и проходит тщательную дефектовку. После этого можно делать вывод о целесообразности ее реставрации. Устройство подлежит восстановлению в следующих ситуациях:

  • требуется замена гидравлического масла и чистка масляного фильтра. Хотя производители считают, что муфта должна отработать без замены весь проектный срок службы, на практике продукты износа засоряют и разрушают внутреннее устройство. Эта банальная процедура может значительно улучшить качество работы агрегата, сделать подключение плавным и значительно продлить жизнь данного узла. Ориентир для замены порог в 60000 км пробега
  • Разрушены сальники и/или повреждены подшипники. Они подлежат замене на изделия аналогичного типоразмера, хоть производитель и скрывает их каталожные номера в документации
  • Муфта заклинила во включенном положении. Такую неполадку можно устранить механически, разобрав устройство

Также известны случаи отказа электромагнитов и нагнетательных насосов (как плунжерных, так и электрических). Здесь ситуация гораздо сложнее, общих рекомендаций нет и каждая модель требует индивидуального подхода.

Какие бывают муфты

Как уже говорилось, обилие различных схем муфт предполагает индивидуальный поход в каждом конкретном случае. По принципу действия все муфты можно разделить на 4 большие группы:

  • Механические
  • Гидравлические (такие как Haldex)
  • Электрические
  • Вязкостные (они же вискомуфты на основе силиконовой жидкости)

Множество концернов разработало, запатентовало и зарегистрировало собственные варианты: 4Matic - Mersedes, x-Drive - BMW , Super Select 4WD - Mitsubishi, Quattro - Audi, 4Motion - VW все это зарегистрированные торговые марки. Этот ряд можно продолжать бесконечно, и каждое изделие обладает своими особенностями. Кроме того муфты полного привода делят на 2 большие группы по своему назначению:

  • реактивные, предназначенные для борьбы с последствиями заноса или пробуксовки (устаревшие)
  • превентивные, предназначенные для недопущения заноса или пробуксовки (современные)

Причины поломок

Естественный износ трущихся частей. Основные рабочие поверхности большинства муфт - это фрикционные шайбы (в вискомуфтах – пакеты перфорированных дисков), которые неизбежно изнашиваются в процессе эксплуатации.

Разрушение сальников с последующей утечкой масла либо вязкостной жидкости, повреждение прокладки между муфтой и редуктором и попадание трансмиссионного масла внутрь корпуса муфты, где находится гидравлическое масло Неграмотное применение полного привода. Включение его на повышенных передачах, длительная принудительная блокировка муфты ведет к ее перегрузке и перегреву. Эти устройства очень чувствительны к повышению температуры, ведь это грозит аварийной ситуацией: заклиниванием фрикционного пакета, приводной пластины или подшипников.

Признаки скорого отказа

Поводом обратить тщательное внимание на состояние вашей муфты может быть один или несколько симптомов:

  • Нехарактерный шум: стук при включении, дребезжание или вой при работе
  • Резкое включение полного привода сильным толчком (иногда это ошибочно списывают на АКПП)
  • Течи масла через сальники муфты: ведут к перегреву из-за сухого трения либо вообще к отказу муфты (в гидравлических устройствах, ведь масло в этом случае - рабочее тело)

 Сбой в работе муфты у современных автомобилей может быть вызван также отказом управляющей электроники и/или датчиков, но это уже тема для следующей статьи